На бога надейся, а сам не плошай

Русское воспитание и образование, по мнению Константина Ушинского, невозможны без православной религии так же, как невозможны они и без русского языка. В церковнославянском языке, на котором совершается богослужение в православной церкви, Ушинский находил огромную ценность для воспитания главных основ нравственности человека. Увы, великий русский педагог — продукт своего времени. На мой взгляд, в XXI веке воспитание на основе религии невозможно.

Странно читать и слышать рассуждения современных идеологов православия о неотделимости русского языка от церковнославянского. Всеобщее заблуждение: в России все считают, что пишут на кириллице. Мы используем совершенно другой алфавит — «гражданский», введенный Петром I и мало связанный с кириллицей! А письменность на Руси появилась задолго до Кирилла и Мефодия — древние славяне тоже фиксировали историю своих племен и народов. Ученые до сих пор спорят, что, собственно, считать «исконным русским» — московитский, финно-угорский говоры, но церковниками упорно навязывается мнение, что произошел современный литературный от церковнославянского.

Современный русский — это скорее производное из человеческой речи, заимствований, неологизмов, а церковнославянский так и остался «старокнижным», ведь мы им не пользуемся в жизни. Конечно, язык в большой мере есть отражение мировоззрения, и православие не могло не повлиять на него. Но, на мой взгляд, совсем не так, как утверждают священники, — сделав высокодуховным и русского человека, и его язык. Как-то забылось, что жители Руси приняли православие не с любовью и благодарностью, а с борьбой и кровью. Русский человек в первую очередь думающий человек, а не верующий.

По словарю Ожегова, «духовный — относящийся к умственной деятельности». На мой взгляд, духовность русского языка, как и его носителя, — это как раз признак вечного спора русского человека с богом. Иначе не могли бы возникнуть произведения великих русских философов и писателей. Еще Пушкин заметил, что русский бог — это «авось». Только у нас есть поговорка «На Бога надейся, а сам не плошай». Заимствована она из Талмуда, но оригинал советует не полагаться на чудо, а для русского человека что «чудо», что «бог» — едино. Разве это религиозность? Такое изречение — порождение ума, а не веры. Сюда примыкает любимое в русском народе присловье «береженого бог бережет», обычно произносимое при принятии мер по обеспечению собственной безопасности, извращая при этом смысл с точностью до наоборот.

Наталья Горлова, кандидат филологических наук, преподаватель Сибирского гуманитарного колледжа
 Источник: http://uchitel-gazeta.livejournal.com/13413.html

Возможно, кому-то очень нужна эта информация. Поделитесь ею, нажав на одну из кнопок