Трудный ребенок. Кто виноват?

«Трудный ребенок» — это определение, как ярлык, приклеивается к некоторым детям и вызывает противоречивые чувства: от жалости до раздражения. Кто он и как им стал? Кто в этом виноват? И как уберечь малыша, играющего сегодня в песочнице, от проступков и преступлений завтра? Однозначно ответить на эти вопросы нельзя, но, зная некоторые особенности психики подрастающего чада, можно избежать многих ошибок в его воспитании.

«Проблемное» поведение специалисты называют девиантным. К нему относят и поведение, вызванное какими-либо психическими отклонениями, и поведение, нарушающее общекультурные нормы: пьянство, употребление наркотиков, побеги из дома, попытки самоубийства (суицид).

Что является причиной такого поведения и как уберечь детей от этих страшных и, порой смертельных, ошибок?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо разобраться в процессах, которые происходят с ребенком в сложный период перехода от детства к юности — подростковый возраст.

Проблемный возраст

Подросток стремится к самостоятельности, у него появляются новые увлечения и интересы, расширяется круг общения. Зачастую он занимает по отношению к взрослому негативную или протестующую позицию, становится более восприимчивым к критике, старается понять себя и самоутвердиться и это, безусловно, сказывается на его самооценке.

Очень часто он неадекватно оценивает себя: собственное «я» либо занижается, либо, наоборот, чрезмерно завышается, что в обоих случаях приводит к конфликтам. Он обижается и протестует, когда ограничивают его свободу и самостоятельность, чрезмерно опекают, контролируют, наказывают… У подростка появляется обостренное чувство собственного достоинства.

проблемный возраст у детей

Избежать совсем конфликтов в этот период вряд ли удастся, но можно их свести к минимуму. Важно, чтобы взрослые сами проявили инициативу и признали в подростке равного себе, начали относиться к нему как к взрослому.

В подростковом возрасте закладывается такая важная черта как самоуважение — принятие или непринятие себя как личности. Подростки склонны переоценивать свои способности, положение, которое они занимают в коллективе. Но опаснее самоуверенности пониженное самоуважение, которое вызывает постоянную неудовлетворенность, презрение к себе, неверие в собственные силы. Юношам и девушкам с низкой самооценкой трудно общаться, они стремятся закрыться от окружающих, спрятавшись за какой-нибудь выдуманной маской.

Такие люди особенно болезненно реагируют на критику, смех, порицание, мнение о них окружающих. Они пытаются уклониться от споров и любых занятий, в которых есть момент соревнования, они отказываются от достижения поставленной цели из-за неверия в себя. Так они снова, и снова подкрепляют свою заниженную самооценку и попадают в замкнутый круг, который самими же и создали.

Пониженное самоуважение (самооценка) часто приводит к тому, что подросток начинает вести себя нечестно и агрессивно, попадает в преступные группировки, начинает употреблять наркотики и алкоголь. Так он пытается завоевать уважение друзей, самоутвердиться. Но общество осуждает такое поведение, да и подросток часто в душе это понимает, и тогда его самоуважение (и без того не высокое) еще больше падает. Круг снова замыкается.

воспитание начинается с семьи

Все начинается с семьи

Чаще других детей на путь преступлений и проступков становятся дети, которые воспитываются в семьях, где постоянно царит напряженная конфликтная атмосфера, агрессия и жестокость.

Вряд ли из ребенка вырастет психически и эмоционально здоровый человек, если в семье его не любили и отвергали — воспитание по типу «Золушки». Такие дети либо замыкаются в себе и уходят в мир фантазий, либо пытаются вызвать к себе жалость. Часто они стараются угодить родителям, чтобы их наконец-то полюбили: хорошо учатся, выполняют домашнюю работу и т. д. Или наоборот, стараются привлечь к себе внимание своим плохим поведением, а еще хуже — ожесточаются и начинают мстить.

Хорошо, если в окружении ребенка есть хотя бы один близкий взрослый человек, которому он доверяет и чью любовь ощущает (часто это бывают бабушки и дедушки). Причем, часто бывает, что такие бабушки-дедушки не контачат с родителями внука, что еще больше осложняет жизнь в семье. Мне известен случай, когда 5-летний мальчик, живший в семье с отчимом-самодуром, убегал из дома и с окраины Москвы пешком добирался в центр к бабушке. А если ребенку некуда идти? Он идет на улицу…

ребенок убегает из дома

Гипер- и гипоопека

Еще одна ошибка в воспитании — это чрезмерная опека (гиперопека). Ребенок содержится в «оранжерейных» условиях, ему не дают проявлять элементарную самостоятельность, не позволяют вести себя решительно, брать на себя ответственность, стараются оградить его от трудностей жизни. Известен случай, когда приемная мать переводила 13-го летнего сына через двухполосную дорогу и не отпускала одного в магазин соседнего дома, считая его еще маленьким! Из таких детей, лишенных «бойцовских» качеств, обычно вырастают инфантильные мужчины и женщины, неспособные отстаивать свои жизненные принципы, не имеющие собственного мнения, подверженные чужому влиянию, склонные к пассивности и алкоголизму. Причем, алкоголизм часто становится тихим способом протеста.

Противоположный гиперопеке ошибочный тип воспитания называется гипоопека. Он приводит к безнадзорности, хулиганству и безделью, потому что дети предоставлены сами себе. Эти дети, так же как дети, родившиеся в семьях алкоголиков или наркоманов, уже относятся к группе риска. Они чаще других попадают в плохие компании и становятся на путь преступлений, зачастую не осознавая всей тяжести совершенного.

гиперопека и гипоопека

Страшные цифры

В начале 2000-х годов среди «трудных» подростков 14–18 лет мной и моей коллегой проводились исследования.

Согласно полученным результатам, 86% подростков могут впоследствии иметь пагубную страсть к алкоголю, у 60% опрошенных выявлена склонность к наркотикам, а 63% можно отнести к повышенной группе риска, потому что у них выявлены обе эти предрасположенности. Но необязательно, что эти юноши и девушки станут алкоголиками и наркоманами, однако у них больше вероятности стать ими при определенных условиях. Очень важно знать, насколько организм подвержен этому, и сознательно избегать употребления.

«Алкогольная» юность

Противоречивость требований родителей и жизни, например, «теплично-оранжерейное» детство и вдруг самостоятельная взрослость, приводят к внутреннему конфликту, растерянности и т. д. Многие ищут, к сожалению, решение именно в бутылке. Иллюзия свободы!

Выпивая, подросток старается погасить характерное для него состояние тревоги, пытается раскрепоститься, сняв с себя самоконтроль, или просто хочет избавиться от застенчивости. С этой же целью подросток использует и наркотики. Конечно, употребление их не всегда делает человека наркоманом. Если человек один или несколько раз принял наркотик, и нет еще психической и физической зависимости, то вероятность того, что он в дальнейшем станет наркоманом всего 20%. Однако степень риска зависит еще от возраста и типа самого наркотика (к опиатам привыкают вдвое быстрее, чем к транквилизаторам).

Подведем итоги

Итак, что же является причиной, что служит толчком тому, что дети становятся «трудными»? Чаще всего такой причиной становится нарушение отношений между родителем и ребенком. Сюда можно отнести и неполные семьи (30% опрошенных «трудных» детей, состоящих либо на учете в милиции, либо уже совершивших преступления), где единственный родитель — мать, и семьи, где в роли карающего меча выступает отец или отчим (35%).

Сложные отношения в семье приводят к тому, что ребенок плохо умеет адаптироваться в коллективе, находить место в жизни. «Неправильное воспитание» приводит к тому, что дети, а потом и подростки, не умеют прогнозировать ситуации, т. е. он не видят конечного результата, последствий своих поступков. Словом, не умеет отличить «хорошее» от «плохого». Поэтому очень важно научить ребенка видеть причинно-следственные связи, прогнозировать ситуацию. А где, если не в семье учат этому?

друзья подростки

К сожалению, сейчас большинство кружков и секций платные, и не каждый родитель, а особенно малообеспеченный, может позволить себе отдать ребенка туда, где он сможет быть занят делом. Я знакома с очень многими молодыми людьми, которых в юношестве в советское время спасли от алкоголизма, наркомании, тюрьмы именно спортивные секции, кружки (авиа, рисования, танцев, фото). А некоторые из этих детей росли в очень неблагополучных семьях. Но там, в кругу единомышленников, они находили друзей и часто — среди преподавателей, чье внимание частично заменяло им отсутствие родительского тепла и понимания.

Но даже если нет возможности отдать ребенка в какой-то кружок, где с ним будут заниматься чужие люди, можно найти хоть полчаса времени вечером, чтобы поговорить с ним, помочь в решении каких-то его задач (не только школьных!). Просто дать ему почувствовать, что вы, родитель, рядом.

Не нужно делать из ребенка то, что хочет его папа или мама. Нужно дать ему возможность развиваться самостоятельно. Пусть пробует, пусть даже ошибается, приобретая свой личный опыт. Главное, чтобы в тот момент, когда ему понадобится взрослый совет, он смог его вовремя получить и знал, что ему всегда помогут. Главное, чтобы он доверял, а доверие возможно лишь в отношениях равных — и не важно какая разница в возрасте между людьми — 5 или 50 лет.

трудный ребенок

А еще, всегда нужно помнить, что наши дети — отражение нас самих. И если вам что-то не нравится в поведении вашего чада, не вы ли тому причина? Может быть, в подобных ситуациях вы ведете себя подобным образом, только в силу своих стереотипов и самооценки не хотите признаваться себе в этом.

Светлана Кравцова (Ихитара), статья впервые была опубликована в интернет-журнале "Личные деньги" (pmoney.ru) в 2006 г.

Dobry-znak.ru

См. также: Психологический расклад на таро "Трудный ребенок"

Возможно, кому-то очень нужна эта информация. Поделитесь ею, нажав на одну из кнопок